Канны-2018. Это лучше, чем «Оскар»

Канны-2018. Это лучше, чем «Оскар»

Объясняем почему.

Самое громкое поп-культурное событие в киноиндустрии  премия «Оскар». Сложно найти человека, который не знает, что это, ведь все вокруг обсуждают фильмы, входящие в программу, а интернет-ресурсы, которые имеют к киноиндустрии косвенное отношение, пишут об этом большое количество новостей. Но парадокс в том, что «Оскар»  американская кинопремия, где американская киноакадемия чествует американских кинодеятелей. Гораздо меньше внимания уделяется другой, более значимой для мирового кинематографа «премии»  Каннскому кинофестивалю.

Каннский фестиваль. Что это?

Международный Каннский кинофестиваль один из старейших (задуман в 1939, впервые проведен в 1946 году) и престижных в мире. На сегодняшний день этот фестиваль — самый авторитетный для режиссеров, актеров и критиков.

Подробная информация о номинациях, призах, программе, составе жюри и отборе фильмов на конкурс — здесь. Главное понять, что даже допуск фильма к показу на фестивале уже большой успех для режиссера и его команды.

В этом году проводится уже 71 фестиваль, и причин, по которым стоит наблюдать за событиями премии много. #хэштег выделил три основные причины, которые обязаны заинтересовать российского зрителя.

Реформы

Фестиваль в Каннах всегда чтил традиции больше остальных, хотя такие «отголоски современности» как селфи на красной дорожке к залу Люмьер не обходили его стороной. Но организаторы предпочитают видеть только классические вспышки камер журналистов, в этом году официально запретили звездам фотографировать себя на фронтальную камеру телефона во время торжественного прохода по лестнице к знаменитому залу.

Еще одна реформа — журналисты не посмотрят премьеры раньше остальных. Как сообщают организаторы, создатели фильмов расстраиваются, когда перед показом фильма читают отрицательные отзывы в социальных сетях.

Также дирекция фестиваля ввела «Три дня для молодых». Это допуск молодежи от 18 до 28 лет на показы фильмов в последние три дня фестиваля. Для получения аккредитации нужно написать письмо, в котором необходимо доказать дирекции фестиваля, что вы очень любите кино. Такая практика проводится впервые в истории Канн. Неизвестно, предоставят ли такую возможность в следующем году.

Конфликт дирекции фестиваля со стриминговым сервисом Netflix. Организаторы следуют традиционным правилам проката фильмов. В первую очередь — премьера в Каннах, затем прокат фильма в кинотеатрах, а лишь затем, через долгий промежуток времени, доступ к картине на DVD или в интернете. Netflix же придерживаются более демократичной политики. Фильмы этой студии все должны смотреть одновременно: как жюри в залах, так и подписчики сервиса у себя дома. Если в прошлом году на фестивале были представлены две картины от этого сервиса, то в этом году доступ для них полностью закрыт.

Россия в Каннах

В последние годы положение русских кинопроизводителей на фестивале становится лучше. Наши фильмы попадают в конкурсные программы и просто на показы. Представители из России занимают почетные места в залах, получают призы в номинациях, а в этом году произошло крутое и значимое событие. Русский режиссер Андрей Звягинцев попал в жюри конкурсной программы. Компанию ему составят величины мировой кинематографии: Кейт Бланшетт, Леа Сейду, Кристен Стюарт (не ругайте ее за «Сумерки», она уже давно вернула к себе доверие качественными работами) и другие. На фестивале 2017 года фильм «Нелюбовь» получил Приз жюри (третья по значимости награда на фестивале), а среди рецензий зарубежных кинокритиков практически не встречалось отрицательных отзывов.

Если в 2016 и 2017 году от России в Канны поехали уверенные качественные работы, такие как «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Теснота» Кантемира Балагова и уже упомянутый фильм Андрея Звягинцева, то сейчас на фестиваль попала спорная работа. Это фильм «Лето». Он повествует о зарождении андеграундной рок-сцены в начале 1980-х. Одни из главных персонажей — музыканты Виктор Цой и Майк Науменко. Режиссер фильма — Кирилл Серебренников, который уже был в Каннах в 2016 году. Правда на нынешний фестиваль ему попасть не удалось, т. к. он находится под арестом в России. На данный момент «Лето» занимает одну из лидирующих позиций в основном конкурсе и претендует на Золотую пальмовую ветвь, также известные критики — Антон Долин и Егор Беликов — назвали картину лучшей в фильмографии Серебренникова. Правда очевидцы событий тех лет считают, что очень многое переврали. Например, Борис Гребенщиков утверждает, что он помнит еще события 1981 года, и в сценарии все не так: его друзья юности выглядят, как дешевые московские хипстеры, а в реальности были только «чистые отношения, любовь, романтика и почти полное отсутствие денег». В первую очередь обратить внимание нужно на то, что «Лето» — художественный фильм, а не документальный, и если работа получилась достойной, то ее должны посмотреть.

Фильмы и режиссеры

Главное, ради чего стоит следить за Каннским фестивалем. В этом году представлены ленты режиссеров, из-за возвращения в индустрию которых многие киноманы готовы расплакаться от счастья.

Громкое, прекрасное, великолепное возвращение легендарного режиссера — «Книга образов» Жана-Люка Годара. Французский режиссер, основоположник «новой волны», ничего не снимал уже много лет, а тут взял и снял, чем очень сильно удивил абсолютно всех. Даже официальная афиша в Каннах — кадр с целующимися героями из «Безумного Пьеро», годаровского шедевра 1960-х. Правда еще больше он удивил пресс-конференцией по FaceTime. У Годара уже больше половины века непростые отношения с фестивалем, так что появиться лично он там не может.

Русскому зрителю нельзя пропустить фильм «Лето». Во-первых, надо поддержать своих; во-вторых проект интересный и, как говорят, качественный; в-третьих, он о зарождении рок-сцены в СССР. Музыка группы «Кино» давно стала культовой, но несмотря на это по сей день остается актуальной.

Возвращение Ларса фон Триера. Этого скандального режиссера в Каннах не было видно с 2011 года, когда он позволил себе отпустить нацистскую шутку со сцены. Его фильм «Дом, который построил Джек» не участвует в конкурсной программе, но будет просто показан на фестивале. Любителям ужасов и триллеров обязателен к просмотру, ведь есть даже сообщения об обмороках на тестовых просмотрах. В принципе, чего ждать от ленты о серийном убийце в постановке Триера. Только обмороков.

Еще один фильм, который нельзя обойти стороной — «Человек, который убил Дон Кихота», многолетний проект-долгострой Терри Гиллиама. Фильм еще не успел выйти, а уже стал предметом для судебного разбирательства. Если режиссер выиграет суд по вопросу авторских прав, то премьера фильма состоится на закрытии фестиваля, а если нет, то судьба проекта будет неизвестна. Что продюсер Паоло Бранко хочет сделать с картиной — непонятно.

Разумеется, это не все фильмы, которые заявлены в программе Каннского кинофестиваля в этом году, со списком всех картин можно ознакомиться где угодно, но вряд ли что-то заинтересует простого российского зрителя или даже киномана сильнее, чем перечисленное выше.

Все-таки Каннский кинофестиваль — это одно из немногих событий мирового кинематографа, благодаря которому простые зрители могут приблизиться именно к искусству, а не просто к фильму. Поэтому наша редакция настоятельно рекомендует обратить внимание на этот конкурс, а даже не на Оскар.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *