«Движение вверх» — не лучшая спортивная драма последнего времени? Да

«Движение вверх» — не лучшая спортивная драма последнего времени? Да

Выходили фильмы и получше

Конец прошлого и начало нынешнего года ознаменовались выходом трех совершенно разных спортивных драм: «Борг/Макинрой»«Я  Тоня» и «Движение вверх». Фильмы отличаются друг от друга практически во всем: настроении, подаче, способе повествования. Они даже по-разному действуют на зрителя и уж слишком по-разному относятся к своим же персонажам. После просмотра этих картин эмоции будут различаться настолько сильно, как в «Тоне против всех» и в «Движении вверх»различается количество прописанных персонажей.

Какими бы разными эти фильмы ни были, все три ленты есть и остаются спортивными драмами, имеющие привычную структуру, свои каноны и жанровые особенности. Обычно это харизматичный тренер, который через множество неудач ведет постоянно ссорящуюся команду к их важнейшему свершению. И если за рубежом сценаристы давно отказались от этих стандартов из-заих клишированности, то у нас иная ситуация: из-за молодости жанра устоявшиеся шаблоны активно эксплуатируются. Поэтому будет занятно провести параллель между фильмами и выявить наиболее подходящую картину себе на вечер.

Почему «Тоня против всех» оставляет нас с противоречивыми мыслями в голове и позволяет задуматься о многих вещах, помимо спорта, а «Движение вверх» практически ничего, кроме слез гордости за Родину и за былые достижения, предложить не может?

Первая ракетка мира. Противостояние вне поля

Начнем с самого неподходящего для широкой аудитории фильма  «Борг/Макинрой». С первой сцены, отсылающей к симметрии Кубрика, понятно, что этот фильм во многом авторский, и в некоторых кадрах прослеживается влияние артхауса 00-х. Это художественное произведение родом из Европы, и оно является самым настоящим представителем классической европейской кинематографии.

Спортивная драма о знаменитом финальном матче Уимблдона в 1980 году. Противостояние шведа Бьорна Борга и Джона Макинроя.
События, описанные в фильме, были настоящей сенсацией для мирового тенниса, в особенности для Швеции. Бьорн Борг четыре раза подряд завоевывал первое место на Уимблдоне и считался безусловным чемпионом в данном виде спорта. Но вдруг появляется новый игрок  талантливый и уверенный в себе Джон Макинрой, который всего лишь за один год пробивается к финалу главного теннисного турнира.

Здесь вы не увидите долгих тренировок и превращения спортивных лягушек в спортивных принцесс, в фильме не будет накала страстей возведенного в невероятную степень абсурда, потому что на первом плане далеко не теннис, а максимально противоположные характеры протагонистов. Прежде всего, этот фильм об эмоциях, гнетущих и буквально уничтожающих героев изнутри. Мрачные околоартхаусные кадры, емкие диалоги и большое количество детальных и крупных планов  все это помогает в нагнетании атмосферы страха и волнения, которую чувствуют герои с первой и до последней минуты хронометража. «Борг/Макинрой»  хорошо сделанный байопик, рассказывающий в первую очередь о судьбах спортсменов. За весь фильм ни разу не прозвучало пресловутое «играй за Родину!», но зритель полностью проникается каждой минутой повествования. Рекомендую этот фильм тем, кто ценит эмоциональное наполнение картины и качественную игру актеров.

«Ледяная стерва»  Тоня против зрителей

«Тоня против всех»«Ледяная стерва»«Я, Тоня». Как только не называли наши прокатчики этот бесконечно уникальный и прекрасный фильм. В основу работы Крейга Гиллеспи легла реальная история фигуристки Тони Хардинг, которая оказалась замешана в скандале о нападении на свою соперницу по сборной на Олимпийских играх  Нэнси Керриган. В свое время эта история получила широкое освещение СМИ и повлекла за собой череду неприятностей как для самой Тони, так и для ее окружения.

Структурно фильм очень необычен и пользуется совершенно разными техниками рассказа и повествования, которые сплетены воедино в грамотных пропорциях. «Живая» камера, детальные планы и качественные эффекты в сценах трюков, закадровый голос, псевдо архивные кадры и интервью с участниками «процесса» и даже разрушение четвертой стены. Все это сделано для того, чтобы зритель наблюдал историю не со стороны, а почувствовал себя внутри нее. Вкупе с качественным монтажом и потрясающими актерскими работами для всех персонажей, получается структурно разнообразное и неканоничное кино. Цель фильма  заставить зрителя посмотреть на этот, казалось бы, вопиющий случай со стороны самой Тони. Зритель должен вынести эмоциональную оценку такой личности как фигуриста Хардинг. Что приятно удивляет  фильм, рассказывающий действительно грустную историю, в нужных местах умело разбавлен юмором. Так что затяжная депрессия, как после просмотра фильмов Аронофски, никого не ждет.

«Нам победа, как воздух, нужна»

Пришло время поговорить о самом русском, самом патриотичном и самом баскетбольном художественном произведении последних лет. «Движение вверх»  фильм о финале Олимпиады 1972 года в Мюнхене. Этим предложением описано практически все важное, что есть в этой картине.

К сожалению, фильм прост настолько, насколько это возможно. Незамысловатые сюжетные линии и перипетии, характеры героев и их поведение максимально канонично для этого жанра, также присутствует почти до абсурда напряженный финальный матч. Но что самое интересное, все эти банальнейшие приемы, в совокупности с «одами» любимой Родине, работают. Зритель действительно переживает за героев, несмотря на плохо проработанный сценарий.

Тайминг  еще один провальный аспект режиссерской работы. В повествовании совершенно не чувствуется время. По сюжету, от первого матча с новым тренером до олимпийских игр должен пройти год, но после трех сцен, которые максимум потянут на пару месяцев, мы уже оказываемся в Мюнхене и через несколько минут должны болеть за нашу сборную.

Персонажи предельно просты (если вообще выделены их характеры). Высокомерный Сергей Белов, к кульминации неожиданно осознавший свое неправильное поведение; антисоветчик Паулаускас, мотивы поступков которого остаются загадками вселенной; Александр и его женщина с любовной историей на уровне «Комнаты» Томми Вайсо; тренер Гранжин, соединивший в себе образы всех баскетбольных тренеров в истории кино. И все. Остальные персонажи либо второстепенные, либо вовсе побочные. Отношения в команде должны быть одной из сильнейших частей спортивной драмы, либо из не должно быть совсем, но увы, «Движение вверх» не акцентирует на этом достаточно внимания.

А вот техническая часть фильма по-настоящему удалась. Качественная съемка абсолютно всех моментов ленты: потрясающие пролеты камеры над огромным стадионом, снятые одним дублем; сами матчи выглядят красиво и сочно: яркая насыщенная палитра в кадре, дополняемая отличной работой художника постановщика и композитора. И хоть от сцен в slow motion веет натуженным пафосом, это совсем не раздражает, как, например, замедленные сцены в «Легенде  17» 2012 года.

«Движение вверх»  неплохая спортивная драма, отлично подходящая для получения «одноразовых» эмоции. Этот фильм нельзя пересмотреть несколько раз, ведь только при первом просмотре получится по-настоящему переживать и плакать. Такие фильмы носят статус «жвачка», и, может, создатели вложили свою душу в данное произведение, простота и незамысловатость сценария, к сожалению, испортили их старания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *